Нет, я не перегрелся и ничего не перепутал. Именно таким вот экзотическим образом компания Rotary Rocket пыталась в 90-е годы прошлого века преодолеть базовые ограничения ракет-носителей, существенно повысив КПД их движителей. А то, прямо, какая-то беда: одноступенчатые ракеты на химическом топливе не могут выйти на орбиту... Сущее разорение. Но, как было сказано в одном хорошем фильме: "тот кто нам мешает - тот нам и поможет!". А кто нам мешает, кроме гравитации конечно? Воздух!
Опирались они на ту идею, что турбовинтовые двигатели имеют существенно больший КПД, чем чисто реактивные и турбореактивные. А поскольку один из самых энергозатратных участков - именно протыкание плотных слоев атмосферы, - то нельзя ли на этом этапе схитрить?
Суть хитрости состояла в том, что на макушке пирамидального аппарата размещался винт, типа вертолетного (на прототипе - именно от вертолета, для простоты), который приводился в действие (глубоко вздохнул) от кольцевой вращающейся системы из 72 жидкостных (керосин+кислород) двигателей, находящейся на традиционном для ракет месте - снизу.
В смысле, сквозь весь аппарат проходил вал от двигательной системы, крутившейся на 720 оборотов в минуту (12 в секунду, на минуточку) к редуктору НВ.
поехали!! (кликабельно)
С какого перепугу такая дикая схема? Ну, не считая привода НВ - конструкторы решили таким образом резко сэкономить на массе турбонагнетателей (подача компонентов топлива осуществляется за счет центробежной силы) и системы стабилизации - само кольцо двигателей работает гироскопом.
Но и это еще не все - при посадке вместо традиционной термозащиты предполагалось использовать хитрую схему с подачей воды(!) под днище корабля, с тем, чтобы существенно снизить температуру за счет паровой подушки и сэкономить на массе термозащиты (честно говоря, я не уверен в том, что это работоспособная идея - неочевидно, что будет легче: традиционная теплозащита или вся эта система подачи воды вместе с запасом оной).
Вот со всей этой фигней они рассчитывали, что 180-тонная транспортная система будет выводить на низкие орбиты от 2700 до 3200 кг полезной нагрузки - и возвращаться в целости и сохранности. Да-да, это все планировалось многоразовым.
ну чем не пейзаж Плюка? (кликабельно)
Несущий винт - работал, помимо роли парашюта, на финальном участке полета еще и системой мягкой посадки "по вертолетному", в этом режиме, конечно, основные реактивные двигатели уже не работали (топливо и окислитель выгорели при взлете), а раскрутку лопастей должны были обеспечить небольшие реактивные двигатели на перекиси водорода на концах лопастей.
Планируемое конструкторами конкурентное преимущество перед "самолетными" многоразовыми системами состояло в том, что никаких особых условий, как шаттлам, способным приземляться только на трех (если память не изменяет) аэродромах в мире - системе не требовалось - для посадки годилась любая ровная площадка, на котором помещался аппарат.
Кстати, и для взлета тоже - никаких особых хитрых конструкций не предполагалось, ведь никакие опорные системы не нужны (аппарат стоит на собственных опорах) - нужно просто яма для отвода выхлопа (относительно небольшого при отрыве, основная тяга создается несущим винтом) - и все, собственно.
еще кадр полета (кликабельно)
Всего компанией Rotary Rocket было построено несколько макетов и один летающий прототип, Roton С-9. Причем, прототип был в масштабе 1:1 - высотой около 20 метров и 6,6 метров диаметром у основания. Пропеллер, правда, подкачал - взяли от разбитого S-58, но поскольку первоначальные испытания планировались в "посадочном" режиме, без заправки топливом и без полезной нагрузки - то четырехлопастного винта с пероксидными двигателями на лопастях должно было хватить на полет. Зато - в 20 раз дешевле, чем оценивалась стоимость специального "космического" ротора. И вертолетного винта хватило, надо сказать.
А потом компания разорилась.... Инвесторы решили, что перспектив нет, и 33 миллиона долларов были списаны в убытки. В настоящее время Rotary Rocket Roton C-9 экспонируется в музее авиации, но без вертолетного винта.