01.01.2020 в 22:12
Пишет
Sindani:
31.12.2019 в 14:30
Пишет Шано:
Самое удивительное в историях континентальных масштабов то, что они часто остаются незамеченными. Для современников они были обыденностью, для ближних потомков - единственной вероятной реальностью, оттого о них не говорили, а дальние потомки, соответственно, не слышали 
(я как раз давеча одну такую у себя разбирал, но это совсем другая тема)
Итак, греки и буддизм:
это легко гуглится или читается в изложении "для чайников" ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%... и ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%... .
Если совсем кратко и просто:
- одним из осколков империи Александра Македонского оказалось т н Греко-Бактрия, эллинистическое государство в Центральной Азии. Оно само однажды откололось от селевкидской Сирии и прожило примерно век
- население страны было типичным для эллинистического государства: местные в селе и как часть горожан (легкая пехота в армии), преимущественно эллинские города (тяжелая пехота), определенная доля иранцев, попавших туда еще при мидянах и затем персах (конница)
читать дальше- Просвещенные правители живо интересовались прибывавшими буддистскими проповедниками, царь Деметрий сам принимает буддизм
- После короткого периода расцвета буддизма в Индии наступила эпоха браминской реакции. Буддисты уничтожались (цари новой династии Шунга, свергнувшие буддистов-Маурьев, давали по 100 монет за отрезанную голову буддистского монаха) и разбегались кто куда. Зная о том, что за Гиндукушем живут буддисты, они ломанулись туда
- Царь Деметрий объявил себя мстителем за гонимых буддистов а также за династию Маурья (Маурья были потомками Чандрагупты - того самого Сандрокотта, что воевал с Александром , затем с Селевком но потом заключил с ним выгодный для обоих союз: Деметрий объявил себя правопреемником Селевков на этой территории и формально шел защитить своих уже давно погибших союзников ). Греческий царь перевалил Гиндукуш, сокрушил Шунга и расширил Греко-Бактрию на северный Индостан. Оттуда по всему миру пошли проповедники-буддисты, белокожие, светло- и рыжеволосые: такими их поныне иногда можно встретить на китайских миниатюрах.
Эти проповедники доходили не только до Ланки или Китая но даже и до своей прародины-Эллады, так что влияние Востока на греческую философскую мысль - их работа.
- Интересно, что Бактрия вскоре погибла под ударами кушан, но ни население ни вера никуда не делись: кушанское царство тоже стало буддистским и эллины там чувтсвовали себя не так уж плохо, хоть и потеряли лидерство. А индийская часть еще долго жила как Индо-Греческое царство: последние их города были взяты индо-скифами уже в нашу эру
Переосмысление буддизма греками:
- антропоморфизм образа Будды - работа греков. До них Будда изображался символически, например как пустой трон , древо просветления, колесо дхармы и тд. (Будда вообще просил учеников не изображать его после смерти, оттого в догреческом буддизме Будды нет даже в сценах где изображения учеников присутствуют). Греки стали изображать его человеком, да не простым а похожим на них самих (ранние изображения явно похожи на самого царя Деметрия, а еще на типичные изображения Аполлона). Некоторые черты дожили в образе Будды до наших дней: это длинная одежда, нетипичная для Востока но повторяющая тогу, мелкокурчавые волосы, которых не могло быть у индийского принца, тонкий прямой нос, опора на одну ногу и слегка развернутый корпус (контрапост) и тд.
- некоторые божества пантеона: например защитник Будды Ваджрапани (он же Щюкогонсин) на первых своих изображениях - мускулистый бородатый человек. практический обнаженный, в небрежно накинутой шкуре льва и огромной дубиной в руке ... в общем, это - Геракл.
- многие философские концепции вошли в буддизм и прижились в Махаяне. Интересно что именно они и вытекающие из них как правило и отвергаются в Хинаяне, которая осталась "более чистой", менее подверженной эллинскому влиянию. (классический пример: Хинаяна "ведет к нирване" своего адепта, а Махаяна ставит целью "благо всех существ" - т е греки все равно поставили восточное учение на привычные им рельсы "философии для жизни на этой земле". А еще в Махаяне Будда - вневременная метафизическая реальность тогда как в Хинаяне - лишь человек достигший просветления. Оттого для хинаянистов абсурдна мысль Махаяны о том что Сутры даровал Будда после ухода из этого мира. просто посредством квазиконтакта с последователями - мол , те размышлениями прикасались к божественной мудрости. В общем, идея философии как религии и некоего Абсолюта, типично западная)
- ну и из религиозной политики: греки - всегда и во всем греки.
На всебуддистском соборе, созванном кушанскими царями с целью объединения Махаяны и Хинаяны греки-махаянисты имели решающее слово и могли бы вобрать в себя все течения буддизма ... но они устроили там свару, ровно такую же какие мы потом две тысячи лет будем наблюдать в христианстве, особенно в Византии. То есть начали выяснять кто лучше постиг заведомо непостижимое, таскать друг друга за бороды и пугать окружающих. После грандиозного скандала диалог махаяны и хинаяны стал надолго невозможен, а потом просто потерял смысл. Так раскол и остался.
UPD.: ivanov_petrov, умоляю вас простить меня за очередной (уже, наверное, четвертый) апдейт сообщения но - как же я мог забыть: Бодидхарма!
Основатель дзен-буддизма описывается китайцами как большеглазый бородатый варвар, иногда и рыжий.
Ладно, большеглазым бородатым может быть и индус, а бороду на востоке иногда красят: но Бодидхарма пришел к познанию дзена, девять лет сидя в пещере и глядя на стену, противоположную от входа.
Неужели совсем ничего не напоминает???
URL записи
URL записи
@темы:
Историческiй альманахъ