19.08.2017 в 18:59
Пишет
priest_sat:
Только через мой труп: Зачем готовиться к смерти сейчас.
Х.
Чему учат в движении death positivity и почему в нём так много женщин
«Я УДОБНО УСТРОИЛАСЬ НА ДИВАНЕ С ЧАШЕЧКОЙ ЧАЯ и хочу, чтобы вам тоже было уютно — ведь сейчас мы будем обсуждать вашу неизбежную КОНЧИНУ И РАЗЛОЖЕНИЕ!» — так начинает одно из своих первых видео Кейтлин Доути, владелица прогрессивного похоронного бюро, писательница и основательница «Ордена хорошей смерти». Доути — идеолог движения за позитивное отношение к смерти (death positivity): в блоге «Ask A Mortician» она отвечает на всевозможные вопросы об умирании, покойниках и похоронах, рассказывает анекдоты, развеивает мифы о ритуальном бизнесе и подводит зрителей к признанию, что смерть — это такая же часть жизни, как поступление в институт или чистка зубов. С одним лишь отличием: на пары вы можете не ходить, зубы — не чистить, но смерти не избежать никому.
Несмотря на это в современной культуре о смерти говорить не принято: тему считают «мрачной», а интерес к ней — «нездоровым». Смерть каждый день показывают по телевизору, отчего она кажется всё более далёкой и нереальной. В итоге в случае кончины близкого человека мы оказываемся в растерянности, соглашаемся на все похоронные процедуры, считая их неизбежным злом, не умеем переживать скорбь, а о собственной смерти предпочитаем вовсе не думать. Хотя во всех остальных сферах жизни осознанность стала нормой, заботу о собственном теле после смерти мы запросто перекладываем на других — это лишь одно из последствий замалчивания, с которыми борется движение death positivity.
Мы все умрём — и ничего страшного.
читать дальшеСторонницы и сторонники позитивного отношения к смерти вовсе не считают, что уход в мир иной — это главное событие в жизни, и не поклоняются смерти, как сторонники всем известного мексиканского культа. Они лишь утверждают, что система табу и условностей вокруг этой темы вредит обществу и с этим надо что-то делать.
Страх смерти подпитывает культ молодости и эйджизм, нереалистичные стандарты красоты и многомиллионную индустрию косметологии и пластической хирургии, а также поощряет инфантилизм: запрет на мысли о собственной смертности позволяет бесконечно откладывать серьёзные решения и неприятные разговоры, прокрастинировать и заглушать ужас мелкими повседневными делами. С точки зрения физиологии страх смерти нормален — он заставляет нас заботиться о собственной безопасности, не забывать спать и есть, быстро реагировать в случае угрозы. Однако важно различать рациональный страх умереть, защищающий нас от реальных опасностей, и страх перед самой идеей смерти: понимание, что ты не вечен, — важная часть взросления, оно мотивирует нас заниматься творчеством, заводить детей и делать что-то полезное для общества.
«Позитивное отношение к смерти не значит, что вы должны радостно отреагировать на смерть вашей матери, — объясняет Доути. — Это значит, что интересоваться темой смерти нормально. Нормально планировать собственные похороны, нормально задумываться об альтернативных способах погребения или кремации. Это не „мрачно“ и не стыдно».
Что не так с ритуальным бизнесом.
К похоронной индустрии относятся с подозрением, и не без причин. Навязчивые ритуальные агенты, которые выкачивают деньги из убитой горем семьи, неловкие церемонии, многочисленные формальности и юридические детали, связанные с проводами человека на тот свет, — всё это реальные изъяны похоронного дела, и они связаны с культурой отрицания смерти. Исследовательницы, принадлежащие к «Ордену хорошей смерти», отмечают, что до появления в начале XX века профессионалов, готовых взять все заботы о теле и похоронах на себя, отношения людей со смертью были гораздо проще: покойный член семьи оставался в доме до самых похорон, подготовкой к погребению занимались близкие, а мёртвое тело не вызывало такой ужас, как у современных горожан.
Основная причина страха, как это часто бывает, отсутствие информации. С этим борется Доути, подробно рассказывая о том, что происходит с телом после смерти, и о культурах, в которых к почившим близким относятся с неменьшей теплотой, чем при жизни.
Многие убеждены, что мёртвое тело становится опасным и от него можно чем-то заразиться — но это не так: эксперты ВОЗ подтверждают, что труп не опаснее, чем живой человек, и нет причин торопиться с погребением из соображений безопасности. Большинство патогенов в мёртвом теле погибают в течение пары часов, а действительно опасные заболевания, которые могут передаться от мёртвого к живому, встречаются очень редко: одно из них — лихорадка Эбола, симптомы которой не заметить невозможно.
Много вопросов вызывает бальзамирование — по сути, косметическая процедура по сохранению тела: всю кровь выкачивают, заменяя её раствором формальдегида — и если биологические жидкости, выделяемые телом, обычно не опасны, то формальдегид и другие вещества, которые используются бальзамировщиками, токсичны и наносят серьёзный урон окружающей среде (а также с большой вероятностью канцерогенны).
Взять смерть в свои руки.
Здоровое отношение к смерти предполагает, что вы не будете действовать по принципу «после меня хоть потоп» и потратите небольшую часть своей жизни планированию ухода из неё. Сторонники death positivity советуют начать с малого: вы можете представить, что для вас «хорошая смерть» и какие действия можно предпринять, чтобы прийти к такому итогу. «Это просто вопрос ценностей. Хотите ли вы умереть без боли, дома, чтобы ваши финансы были в порядке, а ваш прах развеяли в лесу? Это не случится само собой. Чтобы эти желания исполнились, нужно планирование и открытый разговор», — подчёркивает Доути.
В российском законодательстве существует понятие «волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти» — эта громоздкая формулировка означает всего-навсего пожелание, записанное на бумаге или высказанное в присутствии свидетелей. Оно имеет юридическую силу, то есть вы можете рассказать друзьям, что делать с вашим телом в случае вашей смерти, и по закону они должны будут похоронить вас именно так, если нет очень весомых причин поступить иначе.
Волеизъявление сильно облегчит задачу вашим близким: им не придётся гадать, какой способ погребения вы бы выбрали, и тратиться на необязательные ритуалы, если вы категорически против ленточек, венков и прочих декораций. Иногда отсутствие волеизъявления может быть проблемой: например, в широко обсуждавшемся случае с Дженнифер Гейбл — трансгендерной женщиной, которую, к ужасу ЛГБТ-сообщества, похоронили под мужским именем, с короткой стрижкой, без макияжа и в мужском костюме. Так получилось, потому что в отсутствие волеизъявления покойной право распоряжаться её телом получил отец-консерватор, так и не принявший трансгендерность дочери.
Осознанный выбор способа погребения может быть способом самовыражения и продолжать принципы, которых вы придерживались в жизни. В западных странах набирают популярность «зелёные похороны»: тела не бальзамируют, а просто закапывают в неглубокие могилы без бетонных сводов где-нибудь в лесу, чтобы труп мог бесследно разложиться естественным образом. Люди, которые при жизни стремятся к осознанности и разумному потреблению, верны этим принципам до конца — логично, что они не хотят вредить природе и после смерти.
Смерть и феминизм.
«Так как феминизм — это просто идея, что мужчины и женщины равны, получается, что смерть имеет прямую связь с феминизмом: когда вы умираете, ваше тело разлагается и превращается в груду неопознаваемых костей, и это происходит абсолютно со всеми. Равноправие в чистом виде», — объясняет Доути. Это шуточная теория, однако гендерную направленность движения заметить легко: большинство членов «Ордена хорошей смерти» — женщины, и они же доминируют на крошечном рынке нестандартных ритуальных услуг, хотя большинство традиционных агентств возглавляют мужчины. Участницы объединения Death & the Maiden («Смерть и Дева») говорят, что для них работа с темой смерти — это активизм: «Так мы заявляем свои права на личное пространство, собственное тело, свою жизнь и самих себя». Также они отмечают, что «хорошая смерть» доступна далеко не всем: ежегодно тысячи женщин, представителей ЛГБТ и этнических меньшинств становятся жертвами насилия, а трансгендерным людям угрожает судьба Дженнифер Гейбл. Смерть и её обсуждение связаны со множеством проблем, которые сторонники death positivity отказываются игнорировать: это и культура насилия, и социальная сегрегация, и проблемы мигрантов, и отношение к пожилым людям, и манипулятивные заявления полиитиков.
Ритуальный бизнес — очень закрытая и консервативная сфера, где женщинам приходится нелегко. Исторически именно женщины занимались умершими: они мыли и одевали тело, выступали в роли плакальщиц, готовили еду для поминок, а иногда и отправлялись на тот свет вместе с погибшими мужьями. Конечно, всё это не предполагало оплаты — но когда похороны превратились в бизнес, там сразу установилось мужское господство. Сегодня всё больше девушек, вдохновлённых death positivity, хотят работать в этой сфере и менять её к лучшему — но им приходится сначала столкнуться с возмущением родственников («Ты работаешь с трупами, кто тебя замуж возьмёт?», «Это всё подростковая дурь, иди учиться в нормальное место»), а потом с пренебрежительным отношением коллег, которые считают, что женщина в похоронном бюро может разве что наносить посмертный макияж или плести венки. На это сторонницы здорового отношения к смерти отвечают: «Победа патриархата? Только через мой труп».
URL записи
@музыка:
Gateway to Selfdestruction - Reset
@темы:
Вот кто мешает нам жить и работать,
Люди-404