Оригинал взят у в
"Крылья придумали те, кто не умеет строить моторы" - наверно так могли бы переиначить известную фразу инженеры Bristol приступая к созданию безкрылого СВВП в последствии получившего название "Flying Pig" (Летающая свинья). Как я уже не раз упоминал, в 50-70-ые годы вера в будущую СВВП-революцию был крайне сильна, что приводило к появлению странных проектов. Так в 1955 году у конструктора Стенли Хукера (Stanley Hooker - создатель многих британских реактивных двигателей) родилась идея, что текущие мощности моторов представляют возможность создания машины аналогичной вертолёту - способной взлетать и садиться вертикально, зависать в воздухе. И для этого не нужны ни крылья, ни массивные лопасти - достаточно обычного выхлопа реактивного двигателя. С помощью него такая машина сможет и летать горизонтально - на малых скоростях часть выхлопа будет поддерживать самолёт, а на больших не потребуется и этого.
читать дальшеBristol Siddeley "Flying Pig" - наиболее известное изображение, опубликованное во многих издания 60-ых годов.
Предполагалось создание целого семейства машин, но начать решили с наиболее простого варианта - летающего крана, грузоподъёмностью до 5 тонн. В небольшом фюзеляже цилиндрической формы размещался пилот и двигатель "Pegasus". Воздухозаборник размещался сзади, над фюзеляжем. Шесть управляемых сопел (четыре больших и два малых) были выведены по бокам корпуса. Всё управление машиной выполнялось только при помощи отклонения сопел, другие механические органы управления отсутствовали. Интересно, что предусматривалась возможность установки привод от двигателя на неубираемое шасси, что позволило бы машине самостоятельно перемещаться по земле.

Проекции Вristol Siddeley "Flying Pig".
Весь груз размещался на внешней подвеске. Предполагалось использовать машину, как для военных, так и для гражданских целей. Flying Pig мог служить в портах и на крупных железнодорожных грузовых терминалах, осуществляя разгрузку и погрузку, мог использоваться в полиции для быстрого реагирования и в качестве наблюдательного пункта на загруженных магистралях. В военной сфере самолёт мог пригодиться для десантирования войск на побережье, или при переброски их через естественные преграды. Рассматривался вариант и использования его в качестве разведчика.

Высадка на побережье при помощи Вristol Siddeley "Flying Pig".

Вristol Siddeley "Flying Pig" помогают в переброске войск через узкие горные дороги.

Малый размер Вristol Siddeley "Flying Pig" позволяет с лёгкостью перебрасывать его обычной транспортной авиацией.

Вариант Вristol Siddeley "Flying Pig" для противолодочной борьбы. Обратите внимание, что воздухозаборник перенесён вперёд.

Использование Вristol Siddeley "Flying Pig" в полиции.
Планировалось, что Flying Pig поступит в серийное производство в начале 60-ых. Но Стенли Хукер и его команда не собирались останавливаться на этом. В планах было создание по той же схеме ударного самолёта, пассажирского малого авиалайнера и транспортного самолёта средней весовой категории. Последний проект был проработан более подробно. Транспортный самолёт с грузом до 10 тонн, длинной 24 метра требовал силовой установки мощнее, чем на обычном Flying Pig, потому были использованы четыре двигателя "Pegasus", которые обеспечивали бы ему вертикальный взлёт и посадку, а так же зависание. В этом проект всё же были использованы обычные органы управления, и самолёт даже получил маленькие крылышки. Считалось, что он выступит как конкурент проекту транспортного самолёта Hawker Siddeley HS.681.

Транспортный самолёт по схеме Flying Pig.

В 1961 году проект Flying Pig подвергся критике, как нереализуемый из-за больших затрат топлива. Даже если бы удалось построить такую машину - она бы возила только себя и могла бы находиться в режиме зависания лишь несколько минут. О ещё больших проектах по этой же схеме речи идти и не могло. Финансирование проекта Flying Pig было прекращено.
Источники:
aviationarchive.org.uk
FlugWelt. 1. 1960
Interavia. 6. 1960
Pegasus, The Heart Of The Harrier. Andrew Dow.
Bristol Flying Big; Early VTOL Aircraft.
Bristol Siddeley Magazine