а учили меня летать те, кто к камню прикован цепями, или обзор tormentum: the dark so Когда я выучил все буквы И начал говорить, меня послушав, Ты крикнула: "Так это же "Записки сумасшедшего", Я их уже читала, это скучно". (с)
Квесты для меня всегда были этаким такой островком спокойствия в бурлящем космическом море жанров. Особенно двухмерные. Расслабляющий сеттинг, возможность остановиться и подумать... минут с полчаса. В нескольких пройденных мной экземплярах поджанра "поиск предметов" можно было меедленно искать эти самые предметы где угодно: хоть сразу после автокатастрофы в дымящемся багажнике, хоть в гробу вампира (вампир нависает над героем, скаля клыки), хоть на обрывистой горной тропе, в процессе бесконечно сползая вниз. Красивые бэкграунд-картинки, опять же. Пейзажи, комнаты... Лепота. Медитация.
Разумеется, и среди этих зверушек встречаются демонические гоблины с зубами, когтями и взъерошенной шерстью по хребту. Отличный пример - Fran Bow, с ее кровавой клиникой доброго доктора, темным жутким лесом и сюрреалистичностью, которая вполне может составить конкуренцию Алисе от МакГи. Или Tormentum: The Dark Sorrow.
Игра, которую невозможно пропустить, если увидел ее скриншоты. Такое не пропускают.
Вот Ганс Рудольф Гигер (вдруг кто не видел). Автор "Чужого" (в смысле, персонажа).
А вот Здислав Бексинский:
А вот Торментум. Почувствуйте... нет, не разницу. Атмосферу. Каждый бэкграунд - картина-в-себе, безумная, пугающая и восхищающая.
Гигантские циклопические сооружения, непрекращающийся метеоритный дождь, чудовища из плоти, стали и кошмаров, оживающие статуи, картины с лицами демонов и демоны с человеческими глазами. Мрачный, безнадежный, невозможный мир, существующий по чуждым и жестоким законам.
И в этом мире оказывается наш герой - человек в черном изорванном плаще, с капюшоном, скрывающим лицо. Он приходит в себя внутри клетки, которую вот-вот доставят в огромный черный замок, не помня практически ничего, кроме смутного ощущения вины и образа прекрасной женской статуи, не зная ничего, кроме сказанного ему: он - преступник, и место его в тюремной камере. Но что-то не дает ему сидеть и смиренно ждать - взломав слабенький замок на решетке, наш Странник отправляется скитаться по замку. Ему надо выбраться, понять, кто же он такой, и найти единственное, что связывает его с прошлым - ту самую завораживающую статую.
Игровой процесс стандартный для жанра: собираем предметы, решаем головоломки (самым сложным для меня оказался "плоскостной тетрис", вторая часть; ну КАК распределить по полю эти клятые фигуры?!). Все на удивление логично: если у вас оказался ключ, а путь вперед преграждает дверь с замочной скважиной, используем одно на другое, и вуаля. Казалось бы, чему удивляться, но в некоторых квестах между пунктом А и пунктом Б стояло бы еще два десятка позиций, включающих в себя починку стиральной машины, кормление крокодилов и полет на зонтике. А тут все... правильно. Нет ощущения "да я уже использовал ВСЕ на ВСЕ, чего еще эта игра от меня хочет?". И пиксельхантинга нет - не приходится искать серую кошку в серой комнате, особенно если кошка размером с крохотную точку.
История разворачивается плавно и неторопливо. Хотя в тэгах стима стоит horror, нервным людям можно присоединяться к приключению спокойно: никаких jump scares сюда не завезли. Впрочем, если вас пугают скелеты, трупы, кровь, смерть и общий grimdark настрой, то стоит подумать - вышеперечисленного будет в избытке.
Суммируя два предыдущих абзаца: если бы не вселенная и не отрисовка - это был бы обычный квест. Но именно мир завораживает своей невероятностью и не отпускает до самого конца. (Концовка, кстати, не одна - а больше ничего не скажу, ибо спойлер! Нет, скажу: думайте перед тем, как принять какое-либо решение, в этом искореженном замке и в пустошах рядом с ним все не то, чем кажется.) Медленная история, рассказанная буквально намеками - и приводящая к единственно верной разгадке. Существа, живые и не очень, встречающиеся Страннику по пути, с вопросами, на которые может ответить только он. Каменная тюрьма, плотоядные монстры в подземельях, нищенка, укачивающая высохшее тельце ребенка, девушка, запертая в клетке, которую охраняет гигантский муравей, кристаллы, горящие странным нездешним светом. Все это, как ни странно, складывается в единую, цельную картину, от которой невозможно оторваться до самого финала. Нет, это не волшебный светлый витраж с цветными стеклами - скорее, мрачная красота разрушенного дома, заброшенного кладбища. Но это - красиво. Красиво по-настоящему.
И ради этого в Tormentum стоит поиграть.
P.S. Арты к игре рисовал Петр Ружковский (Piotr Ruszkowski), рекомендую погуглить - его картины замечательны!
P.P.S. Нет, не могу молчать, и все-таки выложу несколько его работ.