Уже неоднократно мы слышали с экранов телевизоров и страниц газет, что американские христиане якобы повинны в тотальном уничтожении индейцев Америки. Дикий Запад якобы заселялся белыми колонистами методом полного уничтожения местного индейского населения. От частого повторения это обвинение стало уже каким-то привычным. Возражений историков не слышно, а обличительная ревность все возрастает. Чаще всего называется цифра в 8 млн. жертв. Гнев негодования застилает глаза многих русских православных. Разве можно находиться в нормальных мирных отношениях с США, со страной, уничтожившей 8 млн. жителей? Не оказывается ли Россия просто очередной жертвой геноцида хищников? Эти вопросы кажутся на первый взгляд вполне логичными. Попробуем разобраться. Так было ли уничтожение 8 млн. индейцев? Что же было на самом деле?
читать дальшеВ отдаленном уголке штата Нью-Йорк у местечка Джорданвилль многие годы существует монастырь и семинария Русской Зарубежной Церкви. Долгие годы до самой смерти в нем проживал Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр, известный своей праведной жизнью. Про полное уничтожение индейцев США владыка никогда не заявлял. Земля монастыря когда-то входила в ареал жительства индейского племени могикан, известного по роману Фенимора Купера "Последний из могикан". Когда-то большое племя к концу 18-го века почти исчезло. Что произошло с этим племенем? Было ли оно уничтожено американскими христианами? Почему тогда молчал известный праведный старец-митрополит, живший на землях этого племени? Это может показаться странным тому, кто не читал в детстве Фенимора Купера.
Если мы откроем дореволюционные церковные журналы, то нигде мы не увидим обличения об уничтожении индейцев. В России в те годы духовно плодоносила Оптина Пустынь, старцы предрекали страшную революцию в России и кровопролитие, но про уничтожение 8 млн. индейцев они не говорили ничего. Праведный Иоанн Кронштадтский читал свои проповеди и молился о страждущих, но к вражде с Западом в отместку за индейцев не призывал. Одно это должно настораживать обличителей. Насторожимся и мы.
Во второй половине 19-го века в России в затворе писал свои толкования на Новый Завет преподобный Феофан Затворник, обширные статьи выходили из под пера святителя Игнатия Брянчанинова. Многие его записи напрямую касались общественного устроения жизни крестьян, социального уклада народа, заблуждений интеллигенции, но про индейцев и они ничего не говорили. В годы Крымской войны будущий святитель Игнатий из окон своей кельи в Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне под Петербургом порой видел дымы и паруса английской эскадры за Кронштадтом. Но и в эти дни его не охватил дух вражды против Запада. Не припоминали индейцев и другие подвижники и святые Русской Церкви 19-го века.
Если мы просмотрим манифесты, выступления и письма российских императоров, то мы нигде не увидим свидетельств обвинений против стран Запада. Не упрекают они Запад ни за индейцев, ни за другие прегрешения, как правдивые, так и мнимые, выдуманные. Везде мы видим благородный и дружелюбный настрой и тон. Исключений не найти. Этому есть и семейные причины. Разве мог Государь Николай Второй обвинять своего двоюродного брата английского короля Георга V? Разве императрица Мария Федоровна обвиняла свою родную сестру, консорт-королеву Великобритании Александру, жену короля Эдуарда VII? До последнего Государь не обвинял и не упрекал даже своего кузена кайзера Вильгельма. Не обвинял даже тогда, когда пресса и Берлина, и Вены и между прочим Петербурга, уже жаждала войны. Но дело даже не только в родственных связях. Дело глубже.
В настоящее время в США проживают около 3,5 млн. индейцев, в Канаде -- около 1,4 млн. Итого почти 5 млн. индейцев в Северной Америке, не считая Мексики. Много это или мало? Все познается в сравнении. Например по переписи населения России общая численность народов Севера не превышает 650 тыс. человек. Из них около 400 тыс. якутов, 41 тыс.ненцев, 38 тыс.эвенков, 31 тыс.хантов. Другие народы имеют еще меньшую численность. В настоящее время уже общепризнанным в науке считается убеждение, что человек на американские земли пришел через нынешний Берингов пролив между Чукоткой и Аляской. То есть вначале человечество заселило Сибирь и Дальний Восток и лишь затем переселилось на новые земли Америки. И теперь на огромных землях Сибири и Дальнего Востока проживает 650 тыс. представителей народов Севера, а родственных им индейцев в Северной Америке проживает почти 5 млн., то есть примерно в 8 раз больше. И если индейцы уничтожались массово американскими христианами, то кто же тогда массово уничтожал коренные народы севера России? Неужели русские христиане? Предлагаю отвергнуть оба предположения, как равно нелепые.
Если мы обвиняем американцев в том, что они произвели массовое уничтожение индейцев, то кто тогда погубил индейцев Аляски? Неужели мы, русские? Ведь до 1867 года Аляска принадлежала России, а плотность коренного населения там сравнима с плотностью расселения индейцев в других регионах Северной Америки. Аляска здесь не исключение.
Похожее положение имеет и тихоокеанское побережье США. До начала золотой лихорадки в 1848 году западные штаты Америки были далекой и безлюдной окраиной. На землях нынешней Калифорнии тогда имелось несколько небольших гаваней и поселков, в том числе прежде российский Форт-Росс. Основывались эти поселения испанцами. На огромном по протяженности тихоокеанском берегу жили всего несколько тысяч человек. Дальше вглубь материка жили индейские племена. По воспоминаниям как испанцев, так и русских, индейцы не имели обычая возделывать землю или выращивать скот. Они жили исключительно охотой и собирательством. И небольшая численность индейского населения это позволяла. Какие были отношения русских и испанцев с индейцами? Конечно они были сложными. И испанцы, и русские нанимали индейцев на различные работы, жили с ними в одних поселках, однако были также и случаи насильственного принуждения к работе. Были также отдельные случаи военных стычек, перестрелок и убийств. Но история не знает никакого геноцида индейцев со стороны европейских народов в этих краях. И тем более не могло быть никакого массового уничтожения индейцев на удалении от берега. До середины 19-го века на земли многих будущих графств западных штатов вообще не ступала нога бледнолицего человека. Так, население Сан-Франциско до 1845 года составляло 200 человек. И это вместе с индейцами. Жители будущих городов Калифорнии, а тогда маленьких поселков не собирались обижать даже живущих рядом индейцев. Тем более у них не было никакого желания идти далеко вглубь территории, чтобы воевать с коренными жителями. Таким образом сразу несколько западных штатов не могут быть обвинены в каком-то массовом геноциде местного населения.
Что же происходило с индейцами на остальных землях США? Неужели в других местах индейцы подвергались уничтожению? Сказать так было бы сильным искажением истины. История упомянутого племени могикан описывает нам войны с другими индейскими племенами, эпидемии, переселения, ассимиляцию в европейской среде. Были ли войны с американскими переселенцами? Конечно были. Например во время франко-английской войны племя могикан воевало на стороне французов и получало от них оружие. Обе стороны несли потери. Вместе с могиканами против американо-английских колоний воевало и множество других индейских племен. Другие индейские племена воевали против них на английской стороне. В этих битвах и переселениях растаял прежде славный народ могикан. Таяли и другие народы. Но многие племена остались. Позже во время Американской революции и после нее англичане щедро помогали индейским племенам оружием. Союзническая дружба была искренней и теплой. Из Канады обозы с ружьями, пистолетами, порохом и пулями направлялись на юг в индейские прерии, где английских солдат обозов и даже пасторов ждала благодарность индейских вождей и трубка мира. Во время войн были случаи убийств групп индейцев вместе с детьми и женщинами, были даже отдельные случаи уничтожения целых индейских поселений. История США знает 2-3 случая, когда целое племя из 200-300 человек подвергалось полному уничтожению белыми. И этому преступлению нет оправдания. Но это не миллионы, не сотни тысяч и даже не десятки. Бывали случаи, когда за скальпы индейцев губернаторы американских земель назначали вознаграждение. Сквозь толщу времени до нас дошла даже статистика выплат вознаграждений за эти скальпы индейцев. Иногда платились даже вознаграждения за детские и женские скальпы. Это вопиющее преступление также не имеет никаких оправданий. Но при этом надо учитывать, что общее количество таким образом добытых и сданных скальпов индейцев за все годы исчисляется несколькими тысячами. И эта цифра огромна. И она вопиет к небу. Но говорить о миллионах мы точно никак не можем.
История США тщательно собирает и изучает все случаи массовых убийств индейцев. Любая находка массовых захоронений тел индейцев стала бы научной сенсацией. И слава Богу, что таких сенсаций уже давно нет. Кроме этого американская история знает несколько случаев массовых насильственных переселений индейских племен в резервации. В ходе переселений сотни индейцев умирали от болезней и холода. Общий счет смертей в таких переселениях идет на тысячи. Но никак не на миллионы. Бывали и случаи передачи индейцам зараженных оспой одеял. Это повлекло за собой смерти индейцев от эпидемий. Но и здесь мы не можем исчислять жертвы так, как это делается в невежественной публицистике.
На самом деле отношения американских христиан к индейцам в целом соответствуют нашим отношениям с народами Севера. Были прискорбные времена стычек, вражды и войн. Но были времена и мирного сосуществования. Вот этот мир и надо приумножать. Пусть и среди нас сейчас живет мир, к которому нас призывает Христос. Пусть не будет вражды против Запада в нашей жизни.
Лев Натаныч Щаранский, что вы делаете в чужом блоге?!
читать дальшеВ отдаленном уголке штата Нью-Йорк у местечка Джорданвилль многие годы существует монастырь и семинария Русской Зарубежной Церкви. Долгие годы до самой смерти в нем проживал Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр, известный своей праведной жизнью. Про полное уничтожение индейцев США владыка никогда не заявлял. Земля монастыря когда-то входила в ареал жительства индейского племени могикан, известного по роману Фенимора Купера "Последний из могикан". Когда-то большое племя к концу 18-го века почти исчезло. Что произошло с этим племенем? Было ли оно уничтожено американскими христианами? Почему тогда молчал известный праведный старец-митрополит, живший на землях этого племени? Это может показаться странным тому, кто не читал в детстве Фенимора Купера.
Если мы откроем дореволюционные церковные журналы, то нигде мы не увидим обличения об уничтожении индейцев. В России в те годы духовно плодоносила Оптина Пустынь, старцы предрекали страшную революцию в России и кровопролитие, но про уничтожение 8 млн. индейцев они не говорили ничего. Праведный Иоанн Кронштадтский читал свои проповеди и молился о страждущих, но к вражде с Западом в отместку за индейцев не призывал. Одно это должно настораживать обличителей. Насторожимся и мы.
Во второй половине 19-го века в России в затворе писал свои толкования на Новый Завет преподобный Феофан Затворник, обширные статьи выходили из под пера святителя Игнатия Брянчанинова. Многие его записи напрямую касались общественного устроения жизни крестьян, социального уклада народа, заблуждений интеллигенции, но про индейцев и они ничего не говорили. В годы Крымской войны будущий святитель Игнатий из окон своей кельи в Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне под Петербургом порой видел дымы и паруса английской эскадры за Кронштадтом. Но и в эти дни его не охватил дух вражды против Запада. Не припоминали индейцев и другие подвижники и святые Русской Церкви 19-го века.
Если мы просмотрим манифесты, выступления и письма российских императоров, то мы нигде не увидим свидетельств обвинений против стран Запада. Не упрекают они Запад ни за индейцев, ни за другие прегрешения, как правдивые, так и мнимые, выдуманные. Везде мы видим благородный и дружелюбный настрой и тон. Исключений не найти. Этому есть и семейные причины. Разве мог Государь Николай Второй обвинять своего двоюродного брата английского короля Георга V? Разве императрица Мария Федоровна обвиняла свою родную сестру, консорт-королеву Великобритании Александру, жену короля Эдуарда VII? До последнего Государь не обвинял и не упрекал даже своего кузена кайзера Вильгельма. Не обвинял даже тогда, когда пресса и Берлина, и Вены и между прочим Петербурга, уже жаждала войны. Но дело даже не только в родственных связях. Дело глубже.
В настоящее время в США проживают около 3,5 млн. индейцев, в Канаде -- около 1,4 млн. Итого почти 5 млн. индейцев в Северной Америке, не считая Мексики. Много это или мало? Все познается в сравнении. Например по переписи населения России общая численность народов Севера не превышает 650 тыс. человек. Из них около 400 тыс. якутов, 41 тыс.ненцев, 38 тыс.эвенков, 31 тыс.хантов. Другие народы имеют еще меньшую численность. В настоящее время уже общепризнанным в науке считается убеждение, что человек на американские земли пришел через нынешний Берингов пролив между Чукоткой и Аляской. То есть вначале человечество заселило Сибирь и Дальний Восток и лишь затем переселилось на новые земли Америки. И теперь на огромных землях Сибири и Дальнего Востока проживает 650 тыс. представителей народов Севера, а родственных им индейцев в Северной Америке проживает почти 5 млн., то есть примерно в 8 раз больше. И если индейцы уничтожались массово американскими христианами, то кто же тогда массово уничтожал коренные народы севера России? Неужели русские христиане? Предлагаю отвергнуть оба предположения, как равно нелепые.
Если мы обвиняем американцев в том, что они произвели массовое уничтожение индейцев, то кто тогда погубил индейцев Аляски? Неужели мы, русские? Ведь до 1867 года Аляска принадлежала России, а плотность коренного населения там сравнима с плотностью расселения индейцев в других регионах Северной Америки. Аляска здесь не исключение.
Похожее положение имеет и тихоокеанское побережье США. До начала золотой лихорадки в 1848 году западные штаты Америки были далекой и безлюдной окраиной. На землях нынешней Калифорнии тогда имелось несколько небольших гаваней и поселков, в том числе прежде российский Форт-Росс. Основывались эти поселения испанцами. На огромном по протяженности тихоокеанском берегу жили всего несколько тысяч человек. Дальше вглубь материка жили индейские племена. По воспоминаниям как испанцев, так и русских, индейцы не имели обычая возделывать землю или выращивать скот. Они жили исключительно охотой и собирательством. И небольшая численность индейского населения это позволяла. Какие были отношения русских и испанцев с индейцами? Конечно они были сложными. И испанцы, и русские нанимали индейцев на различные работы, жили с ними в одних поселках, однако были также и случаи насильственного принуждения к работе. Были также отдельные случаи военных стычек, перестрелок и убийств. Но история не знает никакого геноцида индейцев со стороны европейских народов в этих краях. И тем более не могло быть никакого массового уничтожения индейцев на удалении от берега. До середины 19-го века на земли многих будущих графств западных штатов вообще не ступала нога бледнолицего человека. Так, население Сан-Франциско до 1845 года составляло 200 человек. И это вместе с индейцами. Жители будущих городов Калифорнии, а тогда маленьких поселков не собирались обижать даже живущих рядом индейцев. Тем более у них не было никакого желания идти далеко вглубь территории, чтобы воевать с коренными жителями. Таким образом сразу несколько западных штатов не могут быть обвинены в каком-то массовом геноциде местного населения.
Что же происходило с индейцами на остальных землях США? Неужели в других местах индейцы подвергались уничтожению? Сказать так было бы сильным искажением истины. История упомянутого племени могикан описывает нам войны с другими индейскими племенами, эпидемии, переселения, ассимиляцию в европейской среде. Были ли войны с американскими переселенцами? Конечно были. Например во время франко-английской войны племя могикан воевало на стороне французов и получало от них оружие. Обе стороны несли потери. Вместе с могиканами против американо-английских колоний воевало и множество других индейских племен. Другие индейские племена воевали против них на английской стороне. В этих битвах и переселениях растаял прежде славный народ могикан. Таяли и другие народы. Но многие племена остались. Позже во время Американской революции и после нее англичане щедро помогали индейским племенам оружием. Союзническая дружба была искренней и теплой. Из Канады обозы с ружьями, пистолетами, порохом и пулями направлялись на юг в индейские прерии, где английских солдат обозов и даже пасторов ждала благодарность индейских вождей и трубка мира. Во время войн были случаи убийств групп индейцев вместе с детьми и женщинами, были даже отдельные случаи уничтожения целых индейских поселений. История США знает 2-3 случая, когда целое племя из 200-300 человек подвергалось полному уничтожению белыми. И этому преступлению нет оправдания. Но это не миллионы, не сотни тысяч и даже не десятки. Бывали случаи, когда за скальпы индейцев губернаторы американских земель назначали вознаграждение. Сквозь толщу времени до нас дошла даже статистика выплат вознаграждений за эти скальпы индейцев. Иногда платились даже вознаграждения за детские и женские скальпы. Это вопиющее преступление также не имеет никаких оправданий. Но при этом надо учитывать, что общее количество таким образом добытых и сданных скальпов индейцев за все годы исчисляется несколькими тысячами. И эта цифра огромна. И она вопиет к небу. Но говорить о миллионах мы точно никак не можем.
История США тщательно собирает и изучает все случаи массовых убийств индейцев. Любая находка массовых захоронений тел индейцев стала бы научной сенсацией. И слава Богу, что таких сенсаций уже давно нет. Кроме этого американская история знает несколько случаев массовых насильственных переселений индейских племен в резервации. В ходе переселений сотни индейцев умирали от болезней и холода. Общий счет смертей в таких переселениях идет на тысячи. Но никак не на миллионы. Бывали и случаи передачи индейцам зараженных оспой одеял. Это повлекло за собой смерти индейцев от эпидемий. Но и здесь мы не можем исчислять жертвы так, как это делается в невежественной публицистике.
На самом деле отношения американских христиан к индейцам в целом соответствуют нашим отношениям с народами Севера. Были прискорбные времена стычек, вражды и войн. Но были времена и мирного сосуществования. Вот этот мир и надо приумножать. Пусть и среди нас сейчас живет мир, к которому нас призывает Христос. Пусть не будет вражды против Запада в нашей жизни.
Лев Натаныч Щаранский, что вы делаете в чужом блоге?!